СтатьиПо любви, да в охотку
О несовершенстве нашей бюджетной системы мы писали уже неоднократно. Ну никуда нам не деться от привязки начальных цен к лимитам финансирования. Сэкономишь – дадут в следующем году меньше, а вот показатели-то будут требовать повысить. Мол, «Как ты хорошо работаешь, да еще и экономишь! Значит, можешь обойтись и меньшей суммой, а вот работать еще лучше ты обязан!». Поэтому заказчику изо всех сил надо стараться прийти к финансовому финишу (концу года) с балансом на счете, как можно более близкому к нулю. И «любимые» поставщики в этом процессе, как нельзя кстати. Таких любимых поставщиков можно, условно, разделить на две категории: любимые, в силу обстоятельств, сложившихся на рынке и любимые «по любви, да в охотку». К первым можно отнести естественные монополии, но речь сейчас не о них, они даже в законе выделены в отдельную категорию. Далее компании, де-юре не признающимися монополиями, но де-факто являющимися единственными поставщиками, чаще всего на определенной географической территории, например интернет-провайдеры, которые владеют единственным волокном в округе. Еще одним из примеров такой компании, с оговоркой, является «Консультант+». Формально монополизации на рынке справочных правовых систем не существует, различных систем довольно много, но в случае, если у заказчика уже имеется установленная система, то путь у него один – единственный уполномоченный представитель «Консультанта». А вот компании «по любви» совсем другое дело. И причин здесь «вагон и маленькая тележка», как относительно объективных, так субъективных. Во-первых, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, компания платит налоги по месту своей регистрации. И в свете этого московская компания не вполне «ко двору», где-нибудь, в Перми, что, в общем-то вполне обоснованно, поскольку это огромный импульс для развития, например, моногородов. В прежние времена (до 94-ФЗ) в конкурсных документациях довольно часто можно было встретить фразу «поставшик должен быть зарегистрирован на территории N-й области». Конечно, сейчас такого не встретишь, ведь одной из целей 94-го является обеспечение единства экономического пространства, но от «косых взглядов» на неместные компании никуда не деться. Во-вторых, существуют действительно объективные факторы, почему раз за разом госзаказ выигрывает одна и та же компания. В свое время я принимал участие в реформе системы государственного заказа в Ханты-Мансийском автономном округе. И вот проводя мониторинг закупок, я обратил внимание на то, что в торгах на поставку фруктов и овощей постоянно побеждает один и тот же поставщик. Мне доходчиво объяснили, что свои деликатесы выращивать трудновато на вечной мерзлоте, а доставка из других регионов - весьма накладное мероприятие для того, чтобы развивать подобный бизнес на постоянной основе. И хорошо, что нашелся хоть один поставщик, согласившийся поставлять необходимый товар, потому что других это просто не интересует. Но и от коррупции никуда не деться. Хотя почему не деться? В одной из статей я предложил «для себя» решить проблему коррупции. Но, посудите сами – в ситуации, например, с «северным завозом», будет ли интересовать жителей отдаленных поселений, что «благодаря» героической борьбе с коррупцией, за бюджетную экономию, они остались на зиму без угля и их дети будут замерзать? А всё потому что «благодаря» такой конкуренции, торги выиграла «Рога и копыта», не имеющая ни опыта подобных поставок, ни необходимой материальной базы. Или солдаты на далеком острове вынуждены охотой пропитание добывать. Конечно, нормальный командир сделает все, чтобы его бойцы хотя бы ели. «Комбат, батяня!». Так что не все коррупция, если не воруют. Тем не менее, все это называется коррупцией и наказывается по закону, невзирая ни на какие обстоятельства. Я, как юрист, во главе угла ставлю добросовестное исполнение договора. Великие русские цивилисты учили, что любую сделку надо изначально рассматривать, как заключенную «по доброй совести участников». Не берусь оправдывать всех заказчиков, но довольно часто приходится слышать фразы типа: «Да как я его (стороннего поставщика) пущу ремонтировать эту школу? У меня туда ребенок ходит!». А если еще этот «сторонний поставщик» имеет дурную славу – и подавно. Конечно, закону в целом и контролерам в частности на это плевать, но доля истины в этом есть. Недобросовестные поставщики (подрядчики, исполнители) уже вышли из области «исключительности» и прочно заняли свой пласт в системе госзаказа. Я сейчас не буду даже говорить об откровенных мошенниках, которые просто сделали своим «бизнесом» получение тех же откатов за «неучастие» в торгах, но довольно большую долу таких поставщиков составляют те, которые посчитали госзаказ «халявной» прибылью. У них подход, как в поговорке: «Комком, да в кучку, на скорую ручку», то есть их совершенно не заботит качественное исполнение контракта. Зачем? Заказчик стиснут тисками бюджетной системы, куда он денется? Примет, заплатит. Еще один пласт составляют вполне благонадежные поставщики, но, если говорить русским языком – добропорядочные разгильдяи. Контролирующими органами постоянно отмечаются случаи, когда, к примеру, после процедуры рассмотрения участниками, не допущенными к участию в торгах по своей вине (некомпетентности, невнимательности), но желающими получить «вторую попытку», обжалуются действия заказчиков, комиссий. Причем делается это с целью «развалить торги», вынудив заказчика повторно объявить их, где можно будет учесть свои ошибки. Совсем недавно изрядно нашумел случай с отклонением «Трансстроймеханизации» - эту компанию контролирует «Мостотрест», входящий в бизнес-империю Аркадия Ротенберга. Это был конкурс на строительство участка железнодорожной магистрали со стартовой стоимостью 47,4 млрд руб. Желающих получить подряд почти на 50 млрд руб. было много. Самое привлекательное предложение и по срокам строительства, и по сумме контракта было как раз у «Трансстроймеханизации». Однако конкурсная комиссия не допустила потенциального лидера к участию в конкурсе: «Трансстроймеханизации» было отказано из-за неверного оформления платежного поручения о перечислении обеспечения заявки в размере 14,2 млрд. руб. И, следует отметить, это далеко не единичный случай, такие ошибки при оформлении своих заявок регулярно допускают даже крупные компании, причем в большинстве случаев причиной являются ошибки самих банков, оформляющих платежки. Ну не могут наши банки, почему-то, внимательно прочитать положение Центробанка о безналичных расчетах. В моей практике был случай, когда заявка одной из крупнейших страховых компаний была отклонена именно по причине неправильного оформления платежного поручения, ни много ни мало, на 40 млн. руб. В платежке была неправильно указана одна буква в наименовании получателя платежа. Вроде мелочь, но счет-то соответствовал компании с несколько другим наименованием. Ну кто поручится, что было перепутано название «Ромашка», а не расчетный счет компании «Рамашка»? Как итог, деньги были отправлены назад, а заявка этой страховой компании была отклонена. Компания пыталась жаловаться, судиться, но все напрасно, равноправие есть равноправие. Однако, вернемся к нашей теме. Конечно, сознательно или подсознательно, заказчик симпатизирует компании, которая давно ему знакома, которая гарантировано выполнит контракт. Да и компании удобнее работать с давно знакомым заказчиком, как парикмахеру предпочтительнее, когда к нему приходит многолетний клиент, чем когда заявляется незнакомец с четырьмя макушками, у которого волосы растут во все стороны сразу. Нельзя отрицать и коррупционную составляющую. Конечно, очень многие поставшики выбираются не только «по любви», но и «в охотку». С такими поставщиками сложились давние, очень тесные коррупционные отношения. Это и поставка продукции более низкого качества по цене оригинальной, и вымышленные работы и, наконец, просто «липовые» поставки. Прокуратура может проверить наличие на складах станков, но никак не картриджей или карандашей. И конечно для таких отношений заказчиков с поставщиками нет и не может быть никаких оправданий. Но «любовь» зла. |